1

1

1

1 1!

1

1 арбуз
16

Не конспектируй бездумно. +68+70/-2, 116 1

«Тупо» писать под диктовку все, что говорит лектор — плохое решение. Конечно, наличие полных конспектов представляет собой, в какой-то мере, плюс, но куда важнее вдумываться в смысл того, что пишешь. Многие этого не понимают: берут в руки ручку и входят в «автономный режим», как будто находятся на уроке письма в младших классах. Реальная же задача студента (ну, или школьника) — вникнуть в материал.

Что касается практической части, от себя могу посоветовать вот что:
— Не пиши слово в слово. Лучше записать своими, но понятными словами, пусть даже это будет выглядеть глупо/несерьезно. Еще это, кстати, может сэкономить время: некоторые предложения можно записать гораздо короче, если убирать (дее-)причастные обороты.
— Рисуй, проводи стрелочки, подчеркивай. Если делать это грамотно, конспект станет более полезным, а знания в голове закрепятся.
— Развивай ассоциативный ряд. По мере усвоения материала, думай о смежных с вопросом темах: о том, как бы «это» можно было применить в жизни, о том, какие мысли «это» у тебя вызывает, что на ум приходит. Мнемотехника, однако.
— В конце концов (если это, конечно, можно отвести к отдельной рекомендации), не пиши. Какую-то информацию лучше просто прослушать, и больше в голове останется, чем пытаться это записать, пропуская половину мимо ушей.
— Экспериментально: используй ноут/нет-буки, если умеешь быстро печатать.

Проверено личным опытом.

1 1
1

1
...

1 amb 1, 14 февраля 2010 в 22:40

1 (39)

  1.   7

    Правильный совет, всегда так лекции писал.
    Тут еще можно добавить: длинные и часто встречающиеся слова по теме предмета (типа "философия" или "схемотехника") можно заменять каким-нибудь простым символом — увеличивается скорость записи.

    1 Vinart 14 февраля 2010 в 22:48¤
  2.   0

    Vinart, в мою бытность студентом я почти все слова укорачивал)) Только в основном не символами, а просто первыми буквами слова и окончанием через дефис. Почти весь конспект из них и состоял))

    1 JavInn 23 июня 2012 в 06:58¤
  3.   2

    Vinart, или первой буквой этого слова. И обязательно сделать словарь сокращений на обложке конспекта, чтоб потом не забыть.

    1 zomg 23 июня 2012 в 09:41¤
  4.   0

    Vinart, это уже основы стенографии какие-то)

    1 Garin 24 июня 2012 в 23:22¤
  5.   7
    1 amb 14 февраля 2010 в 23:10¤
  6.   6

    Мне ещё помогает составление схем — что из чего следует, к чему приводит. И ещё один способ, хотя это относится скорее к самоподготовке, нежели к конспектированию, — после прослушанной лекции найдите ещё один источник информации по теме (книги, журналы, статьи в сети) и прочтите/законспектируйте их для себя как ещё один вариант изложения материала.
    Всё это, конечно, больше для тех, кто действительно хочет понимать предмет, а не для тех, кому просто надо сдать экзамен или зачёт.

    1 IceSol 14 февраля 2010 в 23:12¤
  7.   4

    очень полезно научиться не писать лишнее. иногда диву даюсь, сколько лишних слов бывает в даваемых определениях, да и вообще в различных текстах.
    используйте сокращения. но, когда вы сокращаете что-то, подумайте, сможете ли потом это восстановить. тут главное правило: больше частота встречи слова, меньше букв в сокращении. обычно лучше сокращать, убирая среднюю часть слова, оставляя при этом окончание. названия тем и самого предмета можно сокращать, используя заглавные буквы.
    а вот насчет картинок я бы мог и поспорить. обычно я стараюсь рисовать красиво, на это уходит много времени, поэтому зарисовываю я то, что действительно необходимо.
    различные стрелочки я тоже не люблю. на самом деле они редко бывают необходимы, в основном, я обхожусь списками. для многоуровневых списков, кстати, тоже лучше использовать один формат.

    1 rusher 14 февраля 2010 в 23:22¤
  8.   2

    Нетбук это безусловно очень удобно, но у многих людей идёт гораздо лучше запоминание, когда они пишут ручкой по бумаге, а не печатают.

    1 Eisenheim 14 февраля 2010 в 23:40¤
  9.   2

    Eisenheim, поддерживаю. Плюс, сложно нарисовать график, если это не планшетник, сразу записать формулу и т.д.

    1 zomg 23 июня 2012 в 09:42¤
  10.   0

    Полезный совет) плюсанула. Но у меня из-за обилия стрелок, сокращений, мелкого почерка и того, что пишу на листе в произвольном порядке, лекции порой становятся нечитаемыми)

    1 eiaa 15 февраля 2010 в 00:12¤
  11.   6

    Как-то спорно, плюс-то поставила, но согласна далеко не со всем. Иногда предметы бывают слишком сложными, и лучше писать все. Я пишу вообще по-максимуму, все, что считаю нужным, даже, если лектор это не диктовал. Естественно все словесные обороты убираю и использую дополнительные символы, например, вместо слов существует или любой.

    Это несложно думать и писать, потом к экзамену оказывается, что я многое и так знаю, даже без подготовки, особенно ответы на "коварные" вопросы, потому что обычно они из того, о чем лектор вскользь упоминал, но никто не записал.

    1 kashtanka-net 15 февраля 2010 в 06:55¤
  12.   5

    Чувствую техническое образование, так?
    Совет скорее для гениев или для предметов а-ля черчение, где можно сидеть и картинки рисовать. Во время моего обучения _главное_ записать все, что скажет лектор, так как именно это попадает на экзамен, а вникать в лекции намного проще, чем в неподъемные учебники.
    Вот форматирование записей лекций — это уже другой вопрос. Здесь у каждого свой стиль в зависимости от скорости руки с ручкой.

    1 AskAri 15 февраля 2010 в 13:39¤
  13.   0

    да, техническое)
    + что в лекции вникать проще, бывает что по предмету с 10 лекциями в качестве литературы дают 10 учебников, спрашивается, что проще?))

    1 kashtanka-net 15 февраля 2010 в 15:48¤
  14.   3

    Ещё можно заменять длинные слова на короткие иностранные, например новый — new, безопасность информации — safety of inf, и всё в этом роде. Если так писать конспекты, то мозг потом привыкает и читаются они достаточно свободно.)

    1 Gematogen 15 февраля 2010 в 08:31¤
  15.   0

    Полезный совет. Тоже так иногда сокращаю, со школы еще.

    1 amb 15 февраля 2010 в 08:54¤
  16.   2

    *Нов. без. инф.*, не?

    1 caravaneer 15 февраля 2010 в 19:24¤
  17.   2

    Кому как нравится. Мне просто неудобно бывает читать обрезанные слова, поскольку "в порыве страсти" я уж сильно их сокращаю и потом минут по 5 пытаюсь отгадать первоначальный вид. От человека зависит.

    1 Gematogen 15 февраля 2010 в 20:17¤
  18.   1

    Я тоже сталкивалась с этой проблемой, но как показала практика, достаточно просто дописать окончания слов. Например:

    Г-ря о ж-ни, об. подр-ют ж. тел с геномом, сод-м весь закод-й наб. необх-х д полн. п-да сущ-я белков. В д-ю к-ю ж-ни не поп-ют нек-ые орг-мы -> бакт-фаги, кот. не пр-ят своих белков.

    (Говоря о жизни, обычно подразумевают жизнь тел с геномом, содержащим весь закодированный набор необходимых для полного периода существования белков. В данную категорию жизни не попадают некоторые организмы, такие, как бактериофаги, которые не производят своих белков) с Вики.

    Разумеется, подразумевается то, что человек знает, что лекции по такому-то предмету, и термины на слуху, поэтому догадаться что значит то или иное сокращение для своего предмета совсем не сложно. Главное обоходить острые углы типа сокращений слов "геном" и "геномом", которые означают разные вещи, но в сокращении можно перепутать.

    1 eiaa 16 февраля 2010 в 01:01¤
  19.   1

    Но вот лично мне неудобно слишком много сокращать. Я экономлю обычно только на частицах, вводных словах и часто употребимых терминах. Например, вместо "нервная система" просто "нс" итд.

    1 eiaa 16 февраля 2010 в 01:03¤
  20.   0

    Gematogen, некоторые просто сразу вырабатывают систему сокращений, к примеру у нас в группе все сокращения одинаковые, что весьма упрощает чтение чужих лекций.. и еще почему-то мне намного удобнее учить по чужим лекциям, нежели по своим)

    1 wedma 1 февраля 2012 в 11:45¤
  21.   0

    да, тоже использую иностранные слова. будущий — next чаще всего

    1 MeloD 1 февраля 2012 в 17:15¤
  22.   1

    Только что вернулся с пар, где написал лекцию на ноуте. Печатаю быстрее чем пишу, схемы делаются легче, красивее… можно использовать Word или замечательное приложение офиса OneNote.
    А вообще совет дельный, хотя учась на математическом факультете с формулировками часто не поспоришь. =)

    1 Lirikne 15 февраля 2010 в 13:03¤
  23.   1

    Хм, а вот информацию в таком случае лучше хранить в 2 экземплярах. На флешке и на Харде. А то ведь всякое бывает..

    1 STReLoK 15 февраля 2010 в 15:25¤
  24.   2

    Тогда уже есть смысл сразу попросить у преподавателя копию лекций. Вряд ли он их читает из рукописи.

    1 M_B 16 февраля 2010 в 15:18¤
  25.   2

    M_B, бывает, что преподаватели вообще не читают лекции откуда-то, а просто рассказывают без бумажек

    1 wedma 1 февраля 2012 в 11:44¤
  26.   0

    STReLoK, ага, и дропбокс.

    1 zomg 23 июня 2012 в 09:44¤
  27.   2

    У меня была даже целая система конспектирования: "линейный оператор" = ЛОп, "информация" = особым образом завёрнутая буква i, комментарии в стиле C++…

    1 Mercury13 15 февраля 2010 в 13:28¤
  28.   0

    Согласен. Сам так делаю.

    1 cha0s 15 февраля 2010 в 13:54¤
  29.   5

    Не конспектируй безумно.

    1 Pirate 15 февраля 2010 в 15:34¤
  30.   0

    а еще если не успеваешь что то записать, из-за того что пытался это осмыслить, просто попроси преподавателя это повторить. Как показала практика, даже самые строгие из них, очень редко отказывают.

    1 spirit 15 февраля 2010 в 22:44¤
  31.   6

    зато остальных это нередко раздражает, не всегда есть время на таких "мыслителей"

    1 kashtanka-net 15 февраля 2010 в 23:40¤
  32.   13

    Случай из моего студенчества.
    Одна девочка, в которую я был поуши в влюблен, знала о моих чувствах, но при этом долго водила меня за нос, издевалась надо мной и вообще вела себя очень потребительски по отношению ко мне.
    Как-то раз она, видимо расчитывая на то, что я ей не смогу отказать, попросила меня сделать точный конспект одной очень сложной лекции по истории Азии и Африки, который грозились обязательно проверить на ближайшем семинаре. Сама же она забила на эту лекцию и ушла, если я не ошибаюсь, гулять с очередным мальчиком.

    Я, разумеется, отказать не смог. Но при этом я твердо решил, что проучу ее — и в конспект лекции периодически вписывал просто несусветную чепуху, вставлял несуществующие факты, противоречащие здравому смыслу. Я знал, что она будет переписывать этот конспект даже не задумываясь о его содержании.

    Так и вышло.

    Потом, когда конспекты начали проверять, то у нее в империи Великих Моголов обнаружились летающие крылатые машины, система почтового водопровода и постоянная борьба верховных язычников с саентологами. Студенты ржали, а преподаватель сделал злую отметку в журнале.

    Как потом развивались мои отношения с этой девочкой — история другая. Но дополнение к совету такое: не переписывай другие конспекты бездумно!

    1 ov-ov 18 февраля 2010 в 09:52¤
  33.   0

    забавная история :)

    1 amb 19 февраля 2010 в 00:06¤
  34.   1

    Почему-то никто не упомянул важность диктофона. Лучше же осмысленно схематически сформулировать лекцию, если будет непонятно прослушать непонятный кусок аудиозаписи.
    П.С. это точно действует в случае гуманитарных предметов. По поводу метаматематики не знаю.

    1 whoareyou 22 марта 2010 в 13:18¤
  35.   2

    whoareyou, по поводу математики. большая часть лекции проходит в виде писанины на доске, где вслух ничего практически не говорится, да и сидя не на первой парте записать что-либо внятное на диктофон сложновато

    1 wedma 1 февраля 2012 в 11:42¤
  36.   0

    wedma, можно договориться с впередисидящим и положить диктофон туда.

    1 zomg 23 июня 2012 в 09:20¤
  37.   1
    1 zomg 23 июня 2012 в 09:45¤
  38.   1

    Вообще есть кривая запоминания. Кажется, нужно повторить что-то через 40мин, 2-3 дня, неделю. Поэтому я делал так: на занятии писал лекцию, а дома вечером подчеркивал основные слова в предложениях. Размечал конспект цветными ручками. Рядом с определением ставил буковку о. И т.д. Правда получалось выделять время только на один предмет в семестр.

    Сухомлинский. Письмо к сыну № 21. Советую его все.

    Надо учиться думать над конспектом
    уже на лекции и поработать над записями ежедневно хотя бы в течение двух
    часов. Я советую конспект делить как бы на две рубрики (графы): в первую
    записывать кратко изложенные лекции, во вторую-то, над чем надо подумать;
    сюда следует заносить узловые, главные вопросы. Это тот каркас, к которому
    как бы привязывается все здание знаний по данному предмету.
    1 zomg 23 июня 2012 в 09:50¤
  39.   1

    Это был, судя по всему, (lifehacker.ru/2010/09/23/delaem-zametki-v-bloknote-po-metodu-kornella/) метод Корнелла. Но я считаю, что нужно не делить конспект на части, а во вставной тетрадки выделить один лист для заметок. Потом вставить между лекциями.

    Просто ссылки по теме:
    www.kgau.ru/distance/resources/kirillova/09.html
    www.intuit.ru/department/expert/mindmap/2/
    akshi.ru/teachers_advise.files/2.htm
    www.coolreferat.com/Конспект_и_его_виды._Особенности_ведения_конспектов
    sergeev.ucoz.ru/index/lekcija_6/0-11
    lifehacker.ru/2009/10/12/pjat-sovetov-kotorye-pomogut-vam-konspektirovat/
    lifehacker.ru/2010/09/14/delaem-zametki-na-konferencii-ehfektivno-i-bystro/

    1 zomg 23 июня 2012 в 09:55¤
  40.   1

    ну вот прошло два года с лишним :)
    теперь я почти не пишу лекции. все равно в литературе все более понятно и развернуто описано.

    1 rusher 23 июня 2012 в 11:02¤
  41.   1

    Кстати, книга Леонида Штернберга "Скоростное конспектирование" предлагает довольно неплохие варианты для более краткой, но ёмкой записи лекций.

    1 iamroman 31 января 2013 в 19:01¤

1
1 ?