Известное «золотое» правило не действует, запомните это раз и навсегда. Вот представьте себе дикаря из племени «кракозябров», поклоняющегося крокодилам в соседней речке и мечтающего быть брошеным им на съедение. Если следовать ЗП, то скоро ему вообще не с кем будет как-либо поступать.
Сначала я хотел написать «Не поступайте с другими так, как не хочешь, чтобы они поступали с вами», но эта мысль мне тоже не понравилась… Мне вот не нравится, когда меня толкают и я бы не хотел, чтобы меня толкали, но вот эту тётку, вставшую напротив дверей поезда и ждущую… наверное, что я её перепрыгну… я толкну, да ещё и на ногу наступлю. И скажу «Ой, а я вас и не заметил!»
Пожалуй единственное ограничение на это правило — это действующее законодательство.
1
1
?
Поддерживаю. То правило действительно не работает, да и лично мне претит после смачной пощечины по лицу подставлять под удар другую щеку, надеясь, что твое хорошее отношение к человеку заставит его задуматься.
Но нужно быть готовым к тому, что не ты один решишь поступать так, как хочешь. А в этом случае столкновение интересов неизбежно.
1 я научу вас жить
поступаю с другими так, как хочу чтобы поступали со мной!
сужу их по поступкам и отвечаю им адекватно их поступкам..
упомянутое "золотое" правило вы просто не так поняли :) не увидели сути за блеском, так сказать ;)
ЗП дает возможность определить ценности человека и выработать правила возможности следующих отношений. С адекватными людьми в нормальной обстановке оно вполне применимо, а случай "ударили по одной щеке" — форсмажорный, требующий другого поведения. Да, кстати, основной принцип айкидо — "толкают-тяни, тянут-толкай".
"Вот представьте себе дикаря из племени «кракозябров», поклоняющегося крокодилам в соседней речке и мечтающего быть брошеным им на съедение. Если следовать ЗП, то скоро ему вообще не с кем будет как-либо поступать."
Предположим, существует поселение из n человек (нет, n мало, возьмем m ))) ). Возможны два случая: Все жители этого поселения поклоняются крокодилам, или крокодилам поклоняется его часть. В первом случае, любой представитель поселения будет мечтать быть съеденным крокодилами. Во втором случае, "непоклонники", увидев, что существование "поклонников" угрожает им, тупо скормят "поклонников" крокодилам. И в первом и во втором случае все будут довольны.
Это был случай сферического поселения в вакууме. В реальной жизни, необходимо считаться с требованиями законов (а все законы — следствия из нелюбимого вами ЗП).
Предлагаемое правило очень сильно напоминает «Делай, что должно, и будь, что будет» (для интересующихся (stecvladimir.ya.ru/replies.xml?item_no=1173&parent_id=1174) тут есть информация о происхождении цитаты), в котором совершенно спокойно слово «должно» заменено на «хочешь». Тут уже, батенька, попахивает анархией и вседозволенностью.
То есть, поскольку ЗП не действует в выдуманной вами абсурдной и маловероятной ситуации, оно неверно "раз и навсегда"?
Я поддерживаю комментарий , на это правило надо смотреть шире. Формируя отношения с окружающими, люди руководствуются эмпатией и предположением, что у другого человека тоже есть мысли и чувства, и что разные внешние стимулы вызывают у него примерно (это важно) такие же реакции.
Например: допустим, я обожаю мороженое со вкусом борща с чесночком и готова полюбить всякого, кто принесет мне такое мороженое. Если я на этом основании сделаю вывод "можно расположить к себе другого человека, если принести ему мороженого со вкусом борща", это будет глупо. Но если я сделаю более общий вывод "можно расположить к себе другого человека, если принести ему его любимой еды", это уже будет правомерно, поскольку тут ЗП применяется достаточно обобщенно.
Точно так же, если дикарь из племени кракозябров решит, на основании собственного опыта, что "люди любят, когда им оказывают поддержку при выполнении их религиозных ритуалов", то это будет правильным (и достаточно обобщенным) применением ЗП.
Короче говоря: не стоит предполагать, что другие люди точно такие же, как вы, но предположение, что они похожи в общих чертах, дает неплохие результаты.
А толкать посторонних людей тогда, когда можно просто попросить у них подвинуться, это… Ну… Нехорошо, одним словом. Иногда человек просто не замечает, что мешает другим. Это еще не значит, что нужно за это бить его по морде.
Хм… Слушай, а если мозг включить, можно даже из ЗП сделать нечто, что будет очень даже хорошо работать! Правда, это уже будет не ЗП, а другое правило. И правило это будет именно "Поступай, как считаешь нужным". Вспоминается спор, что лучше: дождевой червяк или клубника со сливками. Я люблю клубнику со сливками, но на рыбалку беру почему-то дождевых червей.
В ЗП как раз и предполагается, что другие люди такие же, как и я; поэтому оно и не работает. Другое дело "Делайте людям то, что им нужно". как вы предложили! Хотя и это тоже не всегда верно, потому что иногда мне проще человека проигнорировать, чем сделать ему что бы то ни было. Остается поступать лишь так, как оно мне надо. Если я знаю, что можно снискать вашу любовь за мороженное со вкусом борща А ТАКЖЕ если мне нужна ваша любовь, то я принесу вам мороженное со вкусом борща. А если я НЕ ЗНАЮ, что вы любите ИЛИ мне не нужна ваша благосклонность, то я вам мороженное не понесу. Или понесу не мороженное, или со вкусом неборща. Законодательство, естественно, тоже надо учитывать, как я уже писал.
А та тетка, которая пострадала от моего чемодана, от просьб всё равно не научится становиться сбоку от дверей. Остается учить как Собаку Павлову: Встала не туда — получи чемоданом, встала куда надо — тишина и покой.
Хотя если ЗП оформулировать шире, например: "Все люди одинаково реагируют на поощрения и наказания", то это будет в лучших традициях КЭПа: совершенно верно и совершенно бессмысленно.
Ни одно правило, неважно насколько хорошее, не заменит вам включение мозгов. И то, что я написала — не "другое правило", а именно ЗП, в меру обобщенное.
Где вы это увидели? Правило говорит всего лишь " поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам" [формулировка из Википедии]. Мера специфичности зависит от толкования, а толкование требует включение мозга.
Нет, это не то, что я предложила. То, что я предложила, можно изложить как "о том, что нужно другим, можно догадаться по тому, что нужно мне". А это именно ЗП.
Какое бессмысленное возражение. Да, ЗП, как и любое правило, подразумевает какую-то цель, а именно — хорошие человеческие отношения. Точно так же правило "не уверен — не обгоняй" рассчитано только на адресата, который не хочет попасть в аварию, законодательство подразумевает адресата, который не хочет угодить под суд, а инструкция по складыванию парашюта нужна только тем, кто хочет прыгать с парашютом, не превращаясь в лепешку. Это не делает его неправильным.
Вы ничего о ней не знаете. Просто поленились обратиться к ней по-хорошему (вежливость требует усилий, да), а теперь рационализируете свое поведение.
Это не бессмысленно, а интуитивно. Разница существенная. Люди используют эмпатию как способ понять желания своих ближних с древних времен, а ЗП — не нововведение, а формулировка того, что людям и так инстинктивно понятно. Именно поэтому оно появлялось многократно, в разные времена и в разных, не связанных друг с другом культурах.
Что то вы, Soli предлагаете по умолчанию ближнего своего считать такой падлой, какой даже я его не считаю. )))
А если не тётка, а дядька (кг 150)… Выпилит так случайно чемоданщика с ноги и скажет «Ой, а я вас и не заметил!».
Применение ЗП на 1-2-3
1. Примени ЗП
2. Посмотри на реакцию.
3. Действуй согласно реакции